По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 24.04.2015 N 01-21/905 "Об утверждении региональной модели независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24 апреля 2015 г. № 01-21/905
Об утверждении региональной модели независимой оценки
качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
на территории Оренбургской области
В целях проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области, в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить региональную модель независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр образования
Оренбургской области
В.А.ЛАБУЗОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Основные положения независимой оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (далее - независимая оценка)
Модернизация образования вносит значительные изменения в приоритеты, структуру и содержание образовательных институтов. Вводятся новые образовательные стандарты, создается новая система оценки качества образования. Общая цель всех изменений - повышение качества и доступности образования.
Новые стандарты устанавливают качественно иные требования к результатам образования и учебному процессу, нежели предъявлялись ранее. Изменились целевые приоритеты отечественной системы образования, четко обозначена востребованность в появлении образовательных организаций нового типа. В целях укрепления своих позиций на рынке образовательных услуг на первый план выходят вопросы быстрого реагирования образовательной организации на современную ситуацию через обновление содержательного и управленческого аспектов деятельности, повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, изменение статуса организации, повышение его престижа и конкурентоспособности, развитие педагогического потенциала.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения установленному эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, образовательным услугам.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, направленная на получение сведений об образовательной деятельности организаций, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Независимая оценка тесно связана с общественными интересами и основана на привлечении общественности к ее процедуре. Это одна из форм общественного контроля, предусматривающая оценку условий оказания услуг гражданам.
Важными задачами региональной системы образования являются обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о системе образования, о качестве работы отдельных организаций и привлечение к оценке качества внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных и общественно-профессиональных экспертов и организаций).
Региональная модель независимой оценки разработана в связи с:
- необходимостью повышения качества образования в условиях модернизации образования;
- совершенствованием модели взаимодействия образовательных организаций с общественностью;
- обеспечением доступности и прозрачности информации о системе образования.
Система независимой оценки является компонентом региональной системы образования и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными организациями, общественностью, различными структурами и ведомствами, управлениями и институтами, научными организациями.
2. Концепция региональной модели независимой оценки
качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
на территории Оренбургской области
Методологической основой региональной модели независимой оценки является системный подход, включающий комплексное оценивание качества образовательной деятельности. Системный подход позволяет учесть и оценить все объекты и проследить качество образования на разных структурных элементах и на всей системе в целом. Модель также опирается на квалиметрическом и маркетинговом подходах.
Квалиметрия - метод измерения количественной оценки качества предмета.
Маркетинг - вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Концепция модели основана на таких принципах, как: информационная открытость, валидность, объективность, диагностичность, комплексность, систематичность, динамичность, добровольность, партнерство, законность.
Концепция основывается на ведущих идеях современной образовательной политики Российской Федерации:
- конкурентности образовательных программ и результатов их реализации на рынке образовательных услуг;
- взаимозависимости качества образования от его внешних и внутренних заказчиков, партнеров, потребителей;
- усиления роли общественных институтов в управлении изменениями и оценке качества образования, включая общественной;
- открытости образования, лежащей в основе управленческих стратегий, форм и методов управления качеством образования.
Реализация модели направлена на осуществление мониторинга, позволяющего:
- оценить повышение качества и результативность образовательной деятельности, эффективность региональной системы образования в целом и отдельных образовательных организаций;
- установить динамику развития образовательной политики;
- определить уровень удовлетворенности запросов потребителей образовательных услуг;
- спроектировать стратегию развития образования в регионе.
Мониторинг - сбор, анализ и хранение информации о функционировании системы с целью информационного обеспечения управления, позволяющего осуществить текущую оценку состояния объекта и прогноз его развития на перспективу.
Основаниями для разработки региональной модели независимой оценки качества образовательной деятельности являются:
федеральные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95.1, 95.2);
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования";
указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "Мероприятия по реализации государственной социальной политики";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 487-р "О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
региональные нормативные правовые акты:
указ Губернатора Оренбургской области от 25.09.2013 № 885-ук "О мерах по формированию независимой оценки качества работы государственных учреждений Оренбургской области, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 года № 348-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области" на 2013 - 2018;
приказ министерства образования Оренбургской области от 23 декабря 2014 года № 01-21/1881 "Об утверждении общественного совета по независимой оценке качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области";
приказ министерства образования Оренбургской области от 23 декабря 2014 года № 01-21/1876 "Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области".
Цель независимой оценки состоит в создании механизмов получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой деятельности информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на всех уровнях и с привлечением институтов гражданского общества.
Задачи:
- качественное и плодотворное взаимодействие общественности с образовательными организациями;
- развитие форм участия общественности в управлении образованием и повышении качества образования, содействие открытости и информационной прозрачности в деятельности системы образования;
- организация общественной экспертизы в оценке качества образования, организация и проведение общественного наблюдения за деятельностью образовательных организаций;
- участие общественности в определении основных направлений развития региональной системы образования, приоритетов образовательной политики Оренбургской области;
- содействие в выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.
Реализация региональной модели независимой оценки осуществляется через совместную деятельность регионального и муниципальных общественных советов, муниципальных методических служб (РМК), общественных (некоммерческих) и образовательных организаций (Приложение).
Этапы:
организационно-подготовительный этап: выбор форм, методов и средств для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности;
оценочно-деятельностный этап: процедуры контроля, отслеживания, диагностирования, оценивания образовательной деятельности организаций;
результативный этап: подведение итогов НОКОД и составление рейтинга образовательных организаций.
Результатом реализации региональной модели независимой оценки является повышение качества образовательных услуг, прозрачность и доступность информации о региональной системе образования.
Субъектами реализации региональной модели независимой оценки являются:
- Правительство Оренбургской области;
- министерство образования Оренбургской области;
- министерство труда и занятости Оренбургской области;
- министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области;
- муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (муниципальные методические службы, РМК);
- общественные (некоммерческие) организации;
- родительская общественность;
- общеобразовательные организации;
- организации профессионального образования;
- организации дошкольного образования;
- специальные (коррекционные) образовательные организации;
- организации дополнительного образования детей.
Механизм реализации
В Оренбургской области процедурами независимой оценки охвачено 2019 образовательных организаций.
Ответственным за координацию и проведение независимой оценки в Оренбургской области является ГБУ "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО).
ГБУ РЦРО выполняет функции регионального оператора (приказ министерства образования Оренбургской области от 23 декабря 2014 года № 01-21/1876 "Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области").
Для проведения независимой оценки создаются общественные советы регионального и муниципального уровней (далее - ОС), которые выполняют функции:
- координирующая (региональный ОС);
- организационная (муниципальный, региональный ОС);
- обобщающая (муниципальный, региональный ОС);
и решают следующие задачи:
- общественная экспертиза в оценке качества образования (муниципальный, региональный ОС);
- участие в управлении образованием и повышении качества образования (муниципальный, региональный ОС);
- содействие открытости и публичности в деятельности системы образования (муниципальный, региональный ОС);
- участие в определении основных направлений развития региональной системы образования (региональный ОС);
- внесение предложений в программу развития образования региона, определение перечня образовательных организаций (региональный ОС).
Независимую оценку осуществляют независимые организации, где ключевой характеристикой оценки является отсутствие связи между оценивающей организацией и объектом оценки.
Объекты независимой оценки:
- образовательные программы;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ;
- условия реализации образовательного процесса;
- сайты в Интернет.
Инструменты независимой оценки:
- публичные доклады;
- измерительные материалы.
Для проведения НОКОД применяются информационно-коммуникационные, дистанционные, социологические исследования; технологии сотрудничества и оценивания результатов образовательной деятельности.
Активными формами независимой оценки являются: очная, заочная и очно-заочная.
Используемые методы:
- контроль (результаты региональных экзаменов, ГИА, ЕГЭ);
- анализ (информации СМИ, гостевых страниц официального сайта образовательного учреждения);
- экспертное оценивание (заключения экспертных комиссий);
- анкетирование (письменный опрос).
Независимая оценка проводится по критериям:
- открытость и доступность информации об организациях;
- комфортность условий;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность сторон качеством образовательной деятельности организаций.
Сбор информации о качестве образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:
- итоги региональных экзаменов, ГИА, ЕГЭ; областных и Всероссийских олимпиад;
- методическая, нормативно-правовая и информационная деятельность: оценка размещаемой информации о деятельности образовательных организаций на сайтах в сети Интернет;
- оценка кадрового потенциала;
- мониторинг комфортности условий;
- мониторинг степени удовлетворенности родителей и обучающихся качеством предоставления образовательных услуг.
Партнеры регионального оператора по независимой оценке:
- региональное отделение Общероссийского Народного фронта в Оренбургской области;
- Оренбургская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
- областной совет общественной организации "Федерация детских организаций";
- Общероссийская общественная организация "Всероссийское педагогическое собрание";
- региональная общественная организация "Родители Оренбуржья".
Результаты независимой оценки используются при подготовке управленческих решений и выработке дальнейшей стратегии развития региональной системы образования, направленной на повышение качества образования. Выстраиваются рейтинги образовательных организаций, которые размещаются на официальных сайтах министерства образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО.
Ожидаемые результаты
1. Эффективная система партнерства общественности со сферой образования в регионе.
2. Качественное и оперативное содействие общественности в управлении и повышении качества образования, обеспечении прозрачности и доступности информации об образовательных организациях.
3. Общественное наблюдение, экспертиза и оценка деятельности образовательных организаций.
4. Общественное соучастие в стратегии развития и образовательной политике региона.
5. Совместная реализация модернизации и государственной образовательной политики в регионе.
Приложение
Региональная модель
независимой оценки качества образовательной деятельности
организаций Оренбургской области
Цель: создание механизмов получения, обработки, хранения, предоставления
и использования в управленческой деятельности информации как условия и
базы для реализации процедуры управления качеством образования на всех
уровнях и с привлечением институтов гражданского общества
\/
Общественные
организации > Региональный общественный совет
/\
Региональный центр развития образования
> Оренбургской области (региональный оператор)
\/ /\
> Муниципальная методическая служба (РМК)
\/
> Муниципальные общественные советы
\/
> Образовательные организации
\/
Результат: повышение качества образовательных услуг, прозрачность и
доступность информации о региональной системе образования.
------------------------------------------------------------------