По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Оренбургского областного суда от 03.02.2015 по делу N 3-28-2015 <О признании недействующим абзаца 4 пункта 7 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п >
------------------------------------------------------------------
Определением Оренбургского областного суда от 18.02.2015 № 13-12/2015 в данном решении исправлена описка: в вводной части решения указана дата принятия решения "3 февраля 2015 г.".
------------------------------------------------------------------
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу № 3-28-2015
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,
представителя заявителя Савиновой Т.А.,
представителя Правительства Оренбургской области Смирновой В.Е,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дементьевой Натальи Анатольевны об оспаривании в части постановления Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п и постановления Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п,
установил:
12 октября 2009 г. постановлением Правительства Оренбургской области № 530-п утвержден порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Первоначальный текст документа опубликован в периодическом печатном издании региона "Оренбуржье" 15 октября 2009 г. № 157.
16 октября 2009 г. постановлением Правительства Оренбургской области № 537-п утверждены значения ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Первоначальный текст документа опубликован в периодическом печатном издании "Оренбуржье" от 3 декабря 2009 г. № 184, от 10 декабря 2009 г. № 188, от 17 декабря 2009 г. № 192, от 23 декабря 2009 г. № 51.
В своем заявлении об оспаривании вышеназванных нормативных актов Дементьева Н.А. указала, что на основании договора аренды от 6 октября 2011 г. земельного участка с кадастровым номером 56:44:0121001:151, заключенного между заявителем и Департаментом градостроительства и земельных отношений г. Оренбурга, она является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком с месторасположением: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, № 1/1. Площадь арендуемого участка - 739,5 кв. м; собственность государственная; разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; категории земель: земли населенных пунктов. На участке размещены двухэтажное здание и помещение № 1.
При расчете арендной платы Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга были использованы положения, порядок расчета и ставки, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п и постановлением Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п.
Дементьева Н.А. полагает, что эти постановления противоречат федеральному законодательству и нарушают ее права арендатора в части установления порядка определения размера арендной платы, порядка изменения и перерасчета арендной платы, применения к участку, находящемуся в ее пользовании, ставки арендной платы.
В производстве районного суда общей юрисдикции находится гражданское дело по иску Дементьевой Н.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений г. Оренбурга об оспаривании начисленной ей задолженности по арендной плате за период с 1 января 2013 г. Считает, что решение по настоящему делу будет являться основанием для удовлетворения ее иска о перерасчете задолженности по арендной плате за период с 1 января 2013 г.
Просила признать:
- постановление Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в действующей редакции не соответствующим статье 24.20 Закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не подлежащим применению в части слов абзаца 4 пункта 7 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области ("При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, не проводится.") с момента его принятия 22 июля 2014 г.;
- постановление Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в действующей редакции не соответствующим постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы на земли, находящиеся в собственности РФ" и не подлежащим применению в части подпункта 17.2 приложения № 6, где установлена ставка арендной платы в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры, спорта, культуры и искусства - 4,51 %, с момента принятия.
В судебном заседании представитель заявителя Савинова Т.А., действующая на основании доверенности, заявление поддержала.
Представитель Правительства Оренбургской области Смирнова В.Е., действующая на основании доверенности, с доводами заявления не согласилась.
Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В. полагал, что имеются основания для удовлетворения заявления в части, касающейся оспаривания постановления Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п, в удовлетворении остальной части заявления просил отказать.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, изучив материалы дела и принимая во внимание все доводы, изложенные участниками процесса, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановление Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" и постановление Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" официально опубликованы в установленном порядке в газете "Оренбуржье" и являются нормативными правовыми актами, что сторонами не оспаривалось.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; на основании статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 15, 42, 44 Устава Оренбургской области Правительство Оренбургской области является высшим органом исполнительной власти Оренбургской области. Правительство области в пределах своих полномочий принимает постановления, обязательные к исполнению в Оренбургской области.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных положений Закона следует вывод о принятии оспариваемого постановления в пределах компетенции Правительства Оренбургской области.
В абзаце 4 пункта 7 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п, закреплено следующее.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченные органы Оренбургской области, осуществляющие распоряжения земельными участками, предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, когда при этом не изменяются иные существенные характеристики земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, не производится (в ред. постановления Правительства Оренбургской области от 05.11.2013 № 944-п) - часть пункта, оспариваемая заявителем в настоящем деле.
Согласно условиям договора аренды от 6 октября 2011 г. арендатор Дементьева Н.А. за пользование земельным участком с кадастровым номером 56:44:0121001:151, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, № 1/1, обязана вносить арендную плату, которая устанавливается на текущий год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Установлено, что на земельном участке расположено здание, в котором размещается спортивно-оздоровительный клуб "Любимый фитнес".
Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что указанный выше земельный участок является государственной собственностью; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
По условиям указанного выше договора аренды и дополнительных соглашений к нему, арендная плата за использование земельного участка рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка на основании пункта 6 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 7 августа 2014 г. удовлетворено заявление Дементьевой Н.А.; установлена кадастровая стоимость арендованного ею земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 5227430 руб.
На уровне федерального регулирования порядка расчета арендных платежей статьей 24.20 Закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности" установлен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20).
Приведенные положения устанавливают порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ).
Следовательно, порядок перерасчета арендной платы по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п, противоречит федеральному закону, регулирующему соответствующие правоотношения, и поэтому является недействующим.
Доводы представителя Правительства Оренбургской области о том, что оспариваемое положение дословно воспроизводит пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, суд считает неосновательными, поскольку положения Закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности", с учетом изменений от 21 июля 2014 г., имеют большую юридическую силу.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации субъектами Российской Федерации не мог применяться иной порядок перерасчета арендной платы.
На основании изложенного заявление Дементьевой Н.А. в этой части подлежит удовлетворению.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Следовательно, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей с момента вступления в силу решения суда, поскольку эта норма до оспаривания применялась и на ее основании были реализованы права граждан и организаций.
При этом в защиту своего индивидуального права в судебном порядке по иску об оспаривании задолженности по арендной плате заявитель вправе сослаться на применение в этой части федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Подпунктом 17.2 приложения № 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п утверждены значения ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Для муниципального образования города Оренбурга в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры, спорта, культуры и искусства, ставка установлена в размере 4,51 (пункт 17.2).
По мнению заявителя, при принятии указанного пункта нарушен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Социально значимыми видами деятельности Дементьева Н.А. считает оздоровительно-спортивную деятельность в организованных ею клубах фитнеса, расположенных на арендованном земельном участке.
Суд полагает этот довод заявителя необоснованным.
Подпункты 8, 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Указанные факторы учтены при определении ставок арендной платы за использование земельных участков в постановлении Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п, поскольку согласно приложениям ставки дифференцированы исходя из зонирования территорий с учетом разрешенного использования.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из основных принципов, одним из которых является принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582. В оспариваемой норме годовой размер арендной платы за использование земельных участков устанавливается в размере ставки, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании были исследованы уставы обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры, учредителями которых является Дементьева Н.А. Основная цель указанных обществ определена как извлечение прибыли. Осуществление социально значимой деятельности в интересах государства и общества в перечне видов деятельности обществ не указано.
Кроме того, законодатель не раскрывает понятие социально значимых видов деятельности, федеральным законом не установлены предельно допустимые ставки арендной платы на пользование земельных участков в этих целях.
Поскольку судом не установлено противоречий оспариваемой нормы федеральному законодательству или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оснований для удовлетворения заявления в части признания недействующим подпункта 17.2 приложения № 6 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Дементьевой Натальи Анатольевны об оспаривании в части постановления Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п и постановления Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 г. № 537-п удовлетворить частично.
------------------------------------------------------------------
Определением Оренбургского областного суда от 18.02.2015 № 13-12/2015 в данном решении исправлена описка: абзац второй изложен в следующей редакции: "Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу абзац 4 пункта 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п (в редакции постановлением Правительства Оренбургской области от 25 августа 2014 г. № 603-п) в части указания на то, что "арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, не производится ".
------------------------------------------------------------------
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу абзац 4 пункта 7 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 октября 2009 г. № 530-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 26 июля 2013 г. № А47-2792/2013), в части указания на то, что "арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, не производится".
В удовлетворении остальной части заявления Дементьевой Натальи Анатольевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 9 февраля 2015 г.
Судья
Оренбургского областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА
------------------------------------------------------------------